Нашествие Taobao: что делать отечественным онлайн-ритейлерам?
02.07.2013
Электронная коммерция в России появилась достаточно давно, но популярной становится только в последние годы. Российский интернет-рынок после кризиса 2009 года растет на 25-35% в год, в то время как традиционная розница только на 5-15% [1]. Казалось бы, наступили отличные времена для отечественных онлайн-ритейлеров, однако в это время на рынок стали проникать товары с китайских торговых онлайн-площадок. За короткое время в российской электронной коммерции появился целый пласт небольших дропшиппинговых интернет-магазинов, которые по сути являются посредниками китайский онлайн-магазинов и аукционов.

Неравные условия
Небывалый новогодний коллапс на Почте России в основном был вызван валом отправлений именно с китайского направления. Количество таких отправлений неуклонно растет: за 2012 год из Китая в Россию поступило более 2 млн посылок, ожидается, что в 2013 году это число может увеличиться на 70-80% [2]. Такая статистика показывает очень важный тренд, от которого нашим интернет-магазинам может стать совсем не сладко. Китайские товары даже с комиссией посредников, организующих отправку, и ценой за доставку выходят дешевле, к тому же c посылок стоимостью ниже 1 тысячи евро не платится таможенная пошлина [3]. В результате, покупки в иностранных интернет-магазинах получаются выгоднее, чем в России. На это и жалуются многие российские бизнесмены и предлагают различные меры вплоть до отмены пошлин на определенные категории товаров, чтобы все конкуренты находились в равных условиях.
Российское правительство под давлением бизнес-сообщества озаботилось этим вопросом. На июньской пресс-конференции глава ФТС Андрей Бельянинов заявил, что к осени 2013 года власти должны определиться с регулированием интернет-рынка [4]. По его словам, принимаемых таможенниками и «Почтой России» мер уже не достаточно, и нужно внести фискальную составляющую. «Почтовые посылки не облагаются налогами и получают необоснованное конкурентное преимущество, а экономика теряет». Сразу возникает много вопросов: юридических или физических лиц коснуться эти меры, по каким критериям будет определяться величина налога — объему посылки, ее весу и так далее. В общем, что будет предпринимать правительство, все еще неясно.
Таобао по-русски
Пока власти и онлайн-ритейлеры гадают, как бороться с зарубежными (в первую очередь китайскими) интернет-магазинами, предприимчивые бизнесмены уже зарабатывают на них. Это стало особенно реальным после 2010 года, когда самый крупный онлайн-ритейлер Китая Taobao.com запустил Taobao Open Platform. Данная платформа дает возможность любому сделать онлайн-магазин на основе товаров с Таобао и продавать их. Модель подобных сайтов проста: клиенты выбирают товар в каталоге на русском языке (это очень важно, ведь у Таобао отсутствует даже официальная англоязычная версия) и оплачивают счет. Затем сотрудники компании в Китае получают товар от китайского продавца, проверяют его и отправляют в Россию. В особенности такие интернет-магазины популярны в регионах, где нет большого разнообразия товаров. Первым известным проектом такого плана стал сайт rutaobao.com, домен которого впоследствии был переименован в kupinatao.com. Комиссия Рутаобао достигает 40-50% без учета логистических затрат. Он и сейчас является одним из крупнейших игроков на рынке российско-китайской электронной торговли, так в 2012 году его выручка выросла на 130%, до 35 млн долл. [5]. Хотя в последнее время Рутаобао приходится сталкиваться с жесткой конкуренцией, и он постепенно теряет свою долю рынка.
Сейчас в этой сфере происходит настоящий бум. Число магазинов-посредников между россиянами и китайскими продавцами растет огромными темпами. В основном их можно поделить на 2 категории. Первая — это люди, которые живут в Китае, раньше они принимали заказы в соцсетях и на форумах, а теперь решили улучшить и оптимизировать сервис. Другая категория это российские бизнесмены, у которых уже есть онлайн-бизнес, но их дела идут не очень хорошо, и они переориентируются на Таобао. Помимо них существует немало других людей и компаний, которые пытаются урвать свой кусок пирога от интернет-торговли с Китаем.
Если ситуация продолжит развиваться такими же темпами, а правительство не придумает, как защитить российские интернет-магазины от неравной конкуренции, то волна посылок из Китая может пошатнуть положение даже тех крупных компаний, которые сейчас чувствуют себя отлично.